Вы были автоматически перенаправлены на мобильную версию.

Перейти на полную версию
Здоровье

Включаю-выключаю! Ученые научились обращаться с «кнопкой голода» в мозгу

Приступы голода — настоящее наказание для тех, кто следит за своим питанием! Сокрушительное желание немедленно сжевать что-то может застать вас врасплох буквально в любое время дня и ночи, и дисциплина тут часто ни при чем, виноваты сложнейшие нейронно-гормональные реакции. Научный прорыв: теперь ученые умеют «включать» чувство насыщения, вовсе не используя пищу.

С биологической точки зрения, голод — продукт эволюции. В мозгу живых существ (исследователи ручаются за млекопитающих) привольно раскинулась сеть нейронов, «спроектированных» специально для того, чтобы ощущать нехватку веществ, необходимых клеткам для выполнения их метаболических, энзимных, мускульных, неврологических и других функций.

Если где-то в организме не хватает «строительных веществ», мозг дает команду: пора поесть!

К сожалению, у человека эта функция мозга слабо дифференцирована и вдобавок подпорчена «городской диетой»: несколько десятков лет назад мы, себе на беду, стали есть слишком много переработанных продуктов, дающих пустые калории и практически стерильных с точки зрения незаменимых питательных веществ. Результат очевиден — эпидемия ожирения захватывает все новые территории, а специалисты защищают диссертации, посвященные причудам пищевых зависимостей.

Вот бы можно было съесть пирожное, на самом деле не отправив ни кусочка в рот! Что ж, теперь это не вздорная фантазия: международная группа биологов опубликовала в авторитетном журнале Nature результаты исследований, продолжавшихся долгих 15 лет. Эти данные захватывают воображение - похоже, наука на верном пути к тому, чтобы научиться управлять чувствами голода и насыщения, воздействуя прямо на мозг.

Видные диетологи в один голос утверждают, что смогут отправиться на заслуженный отдых после того, как будет найдено средство для похудения, регулирующее чувствительность жировых клеток к инсулину, однако в этом направлении до сих пор не было сделано примечательных открытий.

Борьба с голодом Для того, чтобы любые мысли о еде буквально испарились из головы, нужно нажать на "нейронную кнопку" в гипофизе. На что, чтобы выяснить, как это делается, у биологов ушло почти 15 лет

Но нельзя сказать, что группа биологов, работавшая на базе Медицинского университета Говарда Хьюза (США) подошла к проблеме с принципиально другой стороны: ключевая точка приложения сил для победы над лишним весом по-прежнему относится к эндокринологии. Исследуя реакции мозга, связанные с гастрономическими и сопутствующими ими переживаниями, ученые «нащупали» особые нервные структуры в гипоталамусе, самой древней части лимбической системы. Гипоталамус отвечает за производство важнейших гормонов, и именно в нем расположены AgRP-нейроны.

Эти высокоорганизованные клетки отвечают за все наши ощущения, связанные с пищей. AgRP-нейроны максимально активизируются, когда мы по какой-либо причине теряем вес, и в том случае, если потери составляют 5-10% от исходной массы, начинают работать изо всех сил, буквально сводя всю мыслительную деятельность к мечтам о еде.

Вероятно, в том числе поэтому многие диеты для похудения «проваливаются», едва удается обрадоваться первым результатам.

Кроме того, выяснилось, что мозг людей с избыточной массой тела нередко обладает любопытной особенностью: его «украшают» белковые образования, в которых есть специальные рецепторы MC4R, реагирующие на пептидный гормон, выделяемый AgRP-нейронами. Пока неясно, «вырастают» ли эти образования из-за того, что у человека есть лишний вес, или, наоборот, кило атакуют талию по причине особенностей развития мозга, однако эта своеобразная аномалия дала биологам подсказки. Исследование рецепторов вывело их на след соответствующих MC4R -нейронов, которые скрывались в другой части гипоталамуса. Именно эти нейроны, как оказалось, обладают «правом первого голоса» в решении вопросов аппетита и ощущений голода или сытости.

Максимальная активизация MC4R -нейронов привела к тому же эффекту, что и стимуляция AgRP-нейронов: подопытные мыши принимались есть как сумасшедшие, забыв о том, что вообще можно наесться. Но если AgRP-нейроны подавить не удавалось, то MC4R -нейроны оказались более сговорчивыми — биологам удалось научиться их «выключать»!

Мыши с выключенными MC4R демонстрировали все признаки блаженной сытости даже в том случае, если с момента их последней трапезы прошло 3-4 дня и не пытались раздобыть пищу, пока срок блокировки нейронов не заканчивался.

Исследователи заслуженно гордятся результатом многолетней работы, хотя и осознают, что впереди еще много экспериментов. Руководитель рабочей группы Скотт Стернсон настроен оптимистично: по его мнению, средство для похудения, действие которого основано на «выключении кнопки голода», может открыть новую эру в развитии методик избавления от лишнего веса.

Конечно, все мы рассчитываем что биологи и представители фармакологии отнесутся к замечательному открытию со всей ответственностью — сложно представить, к чему может привести бесконтрольное использование препарата, полностью освобождающего от подчас тягостного, но все-таки необходимого для жизнедеятельности желания есть.

21 комментарий

Последний комментарий 23 мая 2018 г., 11:45

Сначала показывать:
1. Гость
30 апреля 2015 г., 08:46

ух ты представляю что начнется если это начнут продавать. тетки будут ходить на отключение голода как на ботокс

2. Мила
30 апреля 2015 г., 12:09

Если такое будет, я первая в очередь стану). Вечно худею, так это уже надоело. На диеты уже вообще смотреть не могу

3. Гость
30 апреля 2015 г., 22:23

В мозгЕ !!!!!!! Падежи учить надо автору статьи

4. Гость
1 мая 2015 г., 15:53

В чем проблема отключать голод? Редуксин делает это с большим успехом. Пью 10 мг, есть не хочется вообще. Препарат ваш, российский, я в Украине купила у дилера подпольно) Так что нечего изобретать велосипед.

5. Гость
4 мая 2015 г., 06:57
Гость

Текст отзыва
А зачем? От голода нарушается обмен веществ и тело пухнет даже от минимального количества пищи. Я ем каждые два-три часа, причем до состояния "дальше и больше не лезет" и вешу 47 кг. Просто не нужно в себя всякий мусор закидывать: фаст-фуд,транс жиры,жареную пищу, пищу с консервантами, красителями и т.п.

6. Гость
4 мая 2015 г., 07:02

Хотите быть стройными? Ни при каких обстоятельствах не еште фаст-фуд. Если нужно перекусить вне дома, то купите банан и бутылку цельного, нормальной жирности (не менее 3,5 %) молока и вперед. Это стоит около 100 рублей, сытно, дешево и полезно для здоровья. И очень способствует похуданию. Лучше всякой шаурмы и бигмака.

7. Гость
4 мая 2015 г., 07:05
Мила

Текст отзыва
От диет не похудеешь. Пищевое поведение (привычки) нужно менять. Здоровое сбалансированное питание, никакого голодания и никаких диет. И будет вам счастье и стройная фигура и здоровье в бонус.

8. Гость
4 мая 2015 г., 07:08

Если у вас жор, намойте яблок, свежих огурцов (скоро сезон), сырой морковки,качан сырой капустки перед собой поставьте............и отрывайтесь.

9. Гость
4 мая 2015 г., 13:09
Гость

В мозгЕ !!!!!!! Падежи учить надо автору статьи

Текст отзыва
загляните в ожегова или на грамоту ру хотя бы, прежде чем раздавать рекомендации, кому что поучить

10. Гость
6 мая 2015 г., 02:11

А толку. Сама частенько ем по привычке есть в определенное время, а не потому, что хочется, а вот после того, как поем по привычке, накрывает чувство не детского голода.)))
Если нарушается обмен веществ, то чем-то разовым его в норму не вернуть. Необходимо разобраться что слетело с катушек и конкретный процесс пытаться запустить в нормальном режиме, и ни в коем случае не компенсировать добавками-препаратами возникший перекос, можно просто подсесть на таблеточки. А самое эффективное изменить образ жизни, который привел к проблеме.