Вы были автоматически перенаправлены на мобильную версию.

Перейти на полную версию
Психология

Алло? Это я - ваше счастье!

Ох, нелегкая это работа - искать работу! Конкуренция на рынке труда набирает обороты. Победителем станет тот, кто сумеет выделиться из толпы претендентов. Возможно, вы талантливее всех на свете,но пока... Очень многое зависит от первого впечатления, которое вы произведете на потенциального работодателя по телефону.

Отыскав в газете подходящие объявления о работе, не спешите хвататься за телефон. "Неправильный" звонок способен испортить все дело. Чтобы сберечь время, нервы и не потерять веру в удачу, первый шаг следует предпринимать после некоторой подготовки.

Во-первых, убедитесь, настолько ваши личные возможности и амбиции соответствуют требованиям потенциального работодателя. К сожалению, редкое объявление дает сколько-нибудь четкое представление о характере предстоящей работы. Большинство текстов содержат стандартный набор из "в/о", "ПК", "свободного английского", "опыта работы" и "возраста до 40 лет". Даже если вам уже за сорок пять, не вычеркивайте такие объявления сразу. Не исключено, что несоответствие каким-то пунктам отнють не станет непреодолимам препятствием: имеющиеся у вас "недостатки" просто затеряются на фоне профессиональных достоинств.

Во-вторых, морально подготовьтесь к отказу. Поскольку предложение рабочей силы сегодня значительно превышает спрос, то даже предварительный результат - приглашение на собеседование или согласие ознакомиться с вашим резюме - последует лишь в одном-двух случаях из десяти. Но что такое непоправимое произойдет в случае отказа? Не получите работы? У вас ее и так нет. А на этой, в конце концов, свет клином не сошелся.

В-третьих, среднестатическое число отказов можно изменить, если играть по правилам, блюсти телефонный этикет и использовать кое-какие спецэфекты.

Выходить на связь с работодателем следует только в той форме, которая указана в объявлении. Коль скоро предлагается направить резюме по факсу или электронной почтой (e-mail), не пытайтесь всеми способами отыскать заветный номер телефона, чтобы обойти конкурентов. Подобная предприимчивость вряд ли произведет положительное впечатление. Скорее, ее сочтут нахальством.

Если объявление не регламентирует время телефонных звонков "от" и "до", лучше использовать стандартно-присутственное - примерно с десяти до пяти часов.Оптимальный вариант - где-то в середине рабочего дня.

Перед тем как звонить, положите рядом свои документы, резюме. Телефонный собеседник может поинтересоваться подробностями вашей биографии. Заранее отрепетируйте краткий рассказ о себе. Специалисты кадровых служб считают: ваша телефонная самореклама должна уложиться в 10-25 секунд.

Теперь о технологии звонка.

Убедившись, что попали куда нужно, сообщите: вы по объявлению о работе. Непременно назовите должность, на которую претендуете, и поинтересуйтесь, с кем можно поговорить по этому вопросу. Заниматься подбором персонала могут разные люди - от началиника отдела кадров до заведующего складом. Входящие звонки чаще всего рассортировывает секретарь, и на этой стадии разговора подробно представляться нет необходимости.

Дальнейшие события могут развиваться по двум сценариям: либо вас соединят с нужным сотрудником, либо того не окажется на месте. В первом случае поздоровайтесь еще раз, изложите суть дела и представьтесь. Действовать надо именно в такой последовательности: собеседник не может знать, зачем вы звоните, и ваше имя для него ничего не значит. Попытки лихорадочно сообразить, кто вы, способны подсознательно спровоцировать недовольство и настроить против вас. Да и незнакомое имя, названное в начале беседы, чаще всего сразу забывается.

Допустим, нужного сотрудника не оказалось на месте или он не имеет возможности с вами сейчас говорить. Поинтересуйтесь, когда его можно застать, и попросите разрешения позвонить еще раз. Оставлять свои координаты не стоит: их могут не передать или до вас не дозвонятся. Трудоустройство - дело слишком серьезное, чтобы вверять его случаю. Если разговор переносится, спросите, когда собеседник может уделить вам время. И потом будьте исключительно точны. Вам сказали, чтобы вы позвонили в четырнадцать часов тридцать три минуты с четвертью? Значит, пусть с помощью секундомера, но сделайте так, чтобы ваш звонок раздался именно в эту секунду!

Формулируйте свое предложение предельно четко и конкретно. Помните: у вас не более двадцати пяти секунд.

Иногда для приема сообщений соискателей используется автоответчик. Увы, некоторые теряются и не могут внятно объяснить "машине" суть проблемы. Но вы ведь к ним не относитесь, правда? Вот примерная схема сообщения, которую принято в таких случаях использовать: "Здравствуйте, я такой-то, звоню по поводу должности офис-менеджера. Попытаюсь связаться с вами во вторник в первой половине дня. Заранее благодарю за уделенное мне время." Попав на тот же автоответчик во второй раз, напомните, что вы уже звонили, и снова объясните, по какому вопросу. Ну а если все попытки прорваться к нужному сотруднику разбиваются все о ту же технику - переходите к другим объявлениям. Очевидно, в этой фирме не умеют и не хотат работать с людьми.

Рассмотрим удачный вариант: вы дозвонилимь до нужного человека. Итак...

  • Во время телефонных переговоров вас ничто не должно отвлекать.
  • Потенциальный работодатель не должен слышать раздающиеся в вашей квартире детские крики, громкую музыку, бормотание телевизора и тому подобные шумовые эффекты. Использовать телефон-автомат - не лучший вариант. Всем известен уровень нашей связи: никто никого не слышит, в самый неподходящий момент звучит отбой. Не следует звонить и со служебного аппарата. Как правило мы не заинтересованы в преждевременном оповещании общественности о поисках нового места. Поэтому первый разговор с потенциальным работодателем из кабинета, куда в любой момент могут заглянуть сослуживцы, наполняется иносказаниями, намеками, то есть становится абсолютно бесполезным.
  • Под рукой обязательно должны быть бумага и ручка. Слова: "Ой, сейчас запишу, только ручку найду!" - способны свести на нет ваши шансы.
  • Не стоит забрасывать собеседника вопросами. Их должно быть немного и по существу.
  • Не заостряйте внимание на размере заработной платы, наличии бесплатного питания и предоставлении проездного. Лучше ограничеться интересом к условиям работы и должностным обязанностям.
  • Если какие-то моменты вызывают у вас сомнения, обязательно оговорите их. К примеру, объявление указывалона обязательные командировки. Поинтересуйтеь - куда и насколько. А то может статься, что вожделенная должность требует выезда в Арктику на девять месяцев в год. А вы, как назло, не переносите холода.
  • Строго предерживайтесь в телефонной беседе делового стиля. Ни в коем случае не давите на слезу, пытаясь разжалобить о своих материальных трудностях: сегодня в цене энергичные и удачливые люди.
  • Не пытайтесь произвести впечатление остроумием и раскованностью, оригинальным мышлением или творческим полетом фантазии - оставьте это до личной встречи.
  • Не стоит открытым текстом напрашиваться на рандеву, если беседа затухает, а вас так и не пригласили приехать. Максимум, что можно себе позволить, это поинтересоваться: может, собеседнику удобнее изучить ваши документы при личном контакте? Или: когда лучше выслать резюме и прочие бумаги? Стандартно-уклончивые ответы типа: "Мы вам сообщим", "Подумаем, что можно для вас сделать", скорее всего, означают отказ. Не переживайте, просто скажите себе: "Ничего, получится в другом месте и в другое время".

А теперь немного о спецэффектах, помогающих склонить чашу весов в свою пользу и мягко побуждающих собеседника сказать "да".

  • Представляясь, назовите сначала имя и отчество, а затем фамилию: "Меня зовут Мария Петровна Иванова". Это выглядит респектабельней, нежели школьно-протокольное: "Я - Иванова Мария Петровна".
  • Если вам приходится договариваться о звонке "в другой раз", постарайтесь создать ситуацию, затрудняющую отказ. Например, так: "Мне лучше перезвонить вам в конце дня или завтра с утра?" Маловероятно услышать в ответ: "Лучше никогда!" Завтра же все может сложиться в вашу пользу: у собеседника будет хорошее настроение, вакансию понадобится немедленно заполнить. Сегодня - это одно, а завтра - совсем другое!
  • Разговаривая с секретарем, обязательно узнайте должность, имя и фамилию сотрудника, с которым вам предстоит беседовать о трудоустройстве. Запишите эти сведения. Если же на звонок сразу отозвался нужный человек, непременно спросите, как его зовут.
  • Всеми силами старайтесь подвести собеседника к тому, чтобы вам назначили встречу. Согласие встретиться - половина успеха. Психологи рекомендуют при построении фраз использовать согласительное наклонение. К примеру: "Я могла бы подвезти вам все необходимые документы после обеда".
  • Свои предложения формулируйте исходя из предполагаемых интересов собеседника-работодателя. Сравните: "Я хочу вам предложить..." и "Возможно, мое предложение будет представлять интерес для вашей фирмы..."
  • Разговор не должен закончиться ничем. Не получилось договориться о собеседовании? Спросите, можно ли направить свое резюме, позвонить на будущей неделе. Объясните свою настойчивость желанием работать именно в этой фирме. Вполне возможно, что ваш энтузиазм произведет впечатление и вам предложат приехать.
  • Если характер разговора позволяет, продемонстрируйте знание каких-либо подробностей о делах фирмы. Например, вызовите свое восхищение последней рекламной компанией. Или с похвалой отзовитесь об оформлении стендов фирмы на выставке. Это требует некоторой подготовки, но эффект обычно превосходит ожидания. Вы произведете впечатление заинтересованного, неслучайного человека, выгодно выделитесь на фоне прочих соискателей.
  • Получив приглашение на интервью, немедленно запишите дату, время, точный адрес и повторите их вслух, чтобы убедиться, правильно ли вы все поняли. Таким образом, вы покажете, что очень серьезно относитесь к предстоящей встрече.
  • Разговаривая по телефону, постарайтесь устроиться с максимальным удобством. Это сделает ваш голос более ровным и плавным. Улыбнитесь, словно видите перед собой симпатичного вам человека. Интонации прекрасно передают улыбку. Даже если вам отвечают не слишком вежливо, старайтесь сохранять искреннюю доброжелательность к собеседнику. Это не даст ему возможности испортить вам настроение и выбить из колеи перед следующим звонком.
Перейти к обсуждению 1
  • Дата: 18 сентября 2000