Вы были автоматически перенаправлены на мобильную версию.

Перейти на полную версию
Психология

Как одна семья

Обычно, желая подчеркнуть, какой замечательный коллектив сложился на работе, мы говорим: "Прямо как одна семья". Семья олицетворяет собой теплые взаимоотношения, надежность, бескорыстную поддержку. Поэтому вполне понятно, что, начиная собственное дело или заняв руководящее кресло, мы стремимся сформировать свою "команду" из друзей и близких.

Свои люди - сочтемся?

А что? К примеру, в Италии более 90\% предприятий находится в собственности одной семьи. В Китае или Японии человек со стороны вообще имеет крайне мало шансов стать "желанной штатной единицей" - там бизнес строится на протекционизме. Там полагают, что "свои", как правило, принимают интересы фирмы ближе к сердцу, чем "чужие", ничем, в сущности, с ней не связанные.

Все это вполне справедливо. Стоит только помнить, что каждый "плюс" имеет и свой "минус". И что родственно-служебные отношения полны противоречий. Какие бы родственные узы ни связывали нас, выстраивать свои взаимоотношения с людьми необходимо психологически и юридически продуманно. Допустим, вы - отличный профессионал. И собираетесь открыть собственную фирму. На семейном совете принято решение: юридическим главой фирмы будет ваш муж, вы займетесь собственно производственной деятельностью, ваша дочь станет осуществлять функции агента, а свекровь возьмет на себя хозяйственные проблемы. Поначалу все идет нормально. Вы работаете. Дочка колесит по городу на машине, формально принадлежащей бабушке. Супруг общается с организациями и лицами, от которых зависит ваше маленькое предприятие. Свекровь убирает офис, отвечает на звонки и т. п. Однако скоро выясняется: не все гладко... Муженьку очень нравится руководить и "надувать щеки", изображая крутого бизнесмена, однако в конкретных делах он разбирается слабо. Дочурка частенько отлынивает от исполнения своих обязанностей. А представления пожилой дамы о том, как следует разговаривать с клиентами, в корне отличаются от ваших собственных. Попытки мирно, путем переговоров улучшить ситуацию ни к чему не приводят. Амбиции супруга не позволяют ему смириться с мыслью, что он не главный в вашем бизнесе, а простой администратор. Дочь, которую за халатность вы лишили обещанного вознаграждения, хлопает дверью. Свекровь встает в позу смертельно обиженной. Пытаясь сберечь мир в семье, вы занимаете позицию невмешательства. И скоро убеждаетесь: фирма разваливается на глазах. Вы хватаетесь за голову и, стремясь направить деятельность членов семьи на выполнение служебных обязанностей, переходите к жестким мерам. В результате начинаются перманентные конфликты, переходящие в скандалы... "Семейный корабль" дает течь, чреватую развалом либо семьи, либо дела, либо того и другого.

Игра по правилам

В сфере семейного предпринимательства действуют такие же производственные и трудовые отношения, как и в цивилизованном "большом бизнесе", не говоря уж об отношениях собственности. Пренебрегать формальными правилами - себе дороже. Одна из самых коварных проблем - совместная работа супругов. Постарайтесь с самого начала четко провести "территориальные границы", определить, кто и за что отвечает. Оптимальный вариант - выделить супругу определенную автономию, в рамках которой он сможет чувствовать себя полноправным владыкой. Если это невозможно, попробуйте устроить так, чтобы в процессе работы вы не слишком часто сталкивались.

Ловушки "родственного бизнеса"

Семейный бизнес и семья - не одно и то же. А ваша фирма - не биржа труда и не приют для безработных родственников. Чем раньше вы придете к таким выводам, тем больше нервов и сил сбережете. Конечно, создать абсолютно независимую систему субординации достаточно сложно, однако строить совместные отношения четко и чисто по-деловому, разделять личные и рабочие взаимоотношения придется. Когда в действие вступают законы управления и распределения, а к семейным отношениям приплюсовываются имущественные и трудовые, их юридическое оформление обязательно.

Специалисты утверждают: начинающих предпринимателей ждут серьезные проблемы, если:

- при регистрации предприятия не оформлены юридически права каждого участника. Коль скоро семейное предприятие зарегистрировано на имя одного из членов семьи, все прочие по закону его владельцами не являются. И в случае конфликта (например, развода) не могут претендовать на свою долю. Если указать совершеннолетних членов семьи в качестве учредителей фирмы, то при ликвидации предприятия они будут иметь право на компенсацию, а при выходе из состава учредителей - участвовать в распределении прибыли;

- не оформлен имущественный вклад (автомашины, помещения и т.п.), который вносят участники в уставной фонд. Это исключает для фактических владельцев возможность получения компенсации за его амортизацию, утрату;

- не заключаются трудовые договоры или в них не оговорены права и обязанности работников (кто и за что отвечает, каким образом должен осуществляться расчет при увольнении или ликвидации самого предприятия и пр.);

- во главе предприятия стоит руководитель, который фактически не может им управлять. "Хороший человек", как и "близкий", - не профессия. Будьте реалистами - реально оценивайте потенциал своих близких;

- нет ясности в вопросах наследования в случае смерти каждого из учредителей предприятия. В документах необходимо оговорить ситуацию с долей в уставном капитале, принадлежащей умершему (переходит к наследнику полностью, частично, может быть выкуплена другими участниками и т.п.).

Денежка счет любит

В обычной жизни, вступая в финансовые отношения с близкими, мы, как правило, чужды трезвого расчета и излишней требовательности. В самом деле - какие счеты между своими? Однако у бизнеса свои законы. В качестве нанимателя вам необходимо перевести "родственно-денежные" принципы в рамки чисто деловых. Что вообще нелегко, а уж нам-то, привыкшим стыдливо стесняться финансовых аспектов, тем более... Грустно, но факт: личные отношения практически всегда чреваты личными обидами. В профессиональной сфере это очень мешает.

Как построить деловые отношения с близкими людьми

С самого начала определите - и документально зафиксируйте! - размер вознаграждения и порядок его выплаты. Нет ничего хуже недомолвок или сентенций типа "мы ведь не чужие", "своего не обижу" и т.п.

Будьте честны и откровенны. Если предприятие испытывает финансовые трудности, вы вправе апеллировать к лучшим чувствам своих близких, но не вправе считать их обязанными "затянуть пояса". Не обнадеживайте заведомо невыполнимыми обещаниями - терпение даже самых близких далеко не безгранично...

Родственники такие же сотрудники, как все прочие. Если вы пока не в состоянии платить оговоренную зарплату, будьте готовы в каких-то вопросах идти им навстречу: предоставить определенные льготы, гибкий график работы и т.п.

Скрытое недовольство - штука в родственной среде чрезвычайно опасная. Особенно когда оно замешано "на деньгах". Чтобы пресечь пересуды на тему вашей скаредности ("деньги гребет лопатой, а нас заставляет пахать за гроши"), поддерживайте определенную "прозрачность" бизнеса. В конце концов, близкие имеют право знать, куда и на какие цели расходуется ваша общая прибыль.

Доверие - это прекрасно, но если в ответ на "щекотливые" вопросы вы получаете не аргументированное объяснение, а возмущенное: "Ты что, мне не доверяешь?!", насторожитесь. Увы, "свои" предают ничуть не реже, чем "чужие".

Перейти к обсуждению
  • Дата: 01 сентября 2003